- Опубликовано: 23 Июня 2025
- Создано: 23 Июня 2025
- Просмотров: 27
ПРОЕКТ
Российская Федерация
Администрация Краснокаменского муниципального округа
Забайкальского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«_____» ____________ 2025 года № ____
г. Краснокаменск
Об утверждении Порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций)
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2024 № 2234 «Об утверждении правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду», руководствуясь статьей 37 Устава Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края, администрация Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- 1.Утвердить прилагаемый Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций).
- 2.Признать утратившим силу постановление администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 14.11.2023 № 87 «Об утверждении плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края».
- 3.Настоящее постановление подлежит официальному обнародованию на Официальном сайте Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://adminkr.ru, регистрация в качестве сетевого издания ЭЛ № ФС 77-75936 от 03.07.2019) и на специально оборудованных стендах в специально отведенных местах, доступных для неограниченного круга лиц, расположенных по следующим адресам: Забайкальский край, г. Краснокаменск, 505; Забайкальский край, Краснокаменский район,
с. Ковыли, ул. Ленина, 1; Забайкальский край, Краснокаменский район,
с. Соктуй-Милозан, мкр.Юбилейный, 7; Забайкальский край, Краснокаменский район, с. Богдановка, ул. Микрорайонная, 1; Забайкальский край, Краснокаменский район, с. Кайластуй, ул. Куйбышева, 11; Забайкальский край, Краснокаменский район, с. Капцегайтуй, ул. Советская, 10; Забайкальский край, Краснокаменский район, с. Маргуцек, ул. Губина 61; Забайкальский край, Краснокаменский район, с. Среднеаргунск, Центральная 13; Забайкальский край, Краснокаменский район, с. Целинный ул. Железнодорожная, 1; Забайкальский край, Краснокаменский район,
с. Юбилейный, ул. Советская, 9 и вступает в силу на следующий день после дня его официального обнародования.
И.о. главы муниципального района К.А. Зверев
Приложение
к постановлению администрации
Краснокаменского муниципального
округа Забайкальского края
от « » __________2025 № _____
Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций)
I. Общие положения
1.1. Настоящий «Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций)» (далее - Порядок) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами и правилами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям на основании:
Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;
Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2024 № 2234 «Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2022 № 1014 «О расследовании причин аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения»;
Приказа МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на отношения по организации взаимодействия в ходе ликвидации аварий в системах теплоснабжения между организациями теплоснабжения, электроснабжения и водоснабжения, осуществляющими деятельность на территории Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края (далее -ресурсоснабжающие организации), собственниками зданий с непосредственной формой управления имуществом, абонентами (потребителями коммунальных ресурсов), а также управляющими организациями, обслуживающими жилищный фонд (далее - управляющие организации) и администрацией Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края.
1.3. В настоящем Порядке используются понятия и определения в значениях, определенных законодательством Российской Федерации:
внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением № 354, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;
теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям;
тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем);
технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения (электроснабжения; теплоснабжения) и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал; отклонение параметров энергоносителя; экологическое воздействие; объем повреждения оборудования; другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты;
инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонения от установленных режимов, нарушение федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, включая:
авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
аварийная ситуация - технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
1.4. Основными целями настоящего Порядка являются:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального округа;
- мобилизация усилий по ликвидации технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения муниципального округа;
- снижение уровня технологических нарушений на объектах теплоснабжения, минимизация последствий возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения муниципального округа.
1.5. Основной задачей ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых, водопроводных, электрических сетей, обеспечение качества предоставления коммунальных ресурсов в пределах нормативов, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий на источниках теплоснабжения, тепловых, водопроводных и электрических сетях.
1.6. Основными направлениями предупреждения возникновения аварий являются:
- содержание оборудования системы теплоснабжения в технически исправном состоянии;
- постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем повышения качества профессиональной подготовки, своевременного проведения противоаварийных тренировок;
- создание необходимых аварийных запасов материалов и оборудования; обеспечение персонала необходимыми средствами защиты, связи, пожаротушения, инструментом, автотранспортом и другими механизмами;
- обеспечение наличия на рабочих местах схем технологических соединений трубопроводов, программ технологических переключений, инструкций по ликвидации технологических нарушений.
1.7. Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, должны иметь круглосуточно работающие диспетчерские и (или) аварийно-восстановительные службы (аварийно-технические службы) (далее - аварийно-технические службы).
Состав аварийно-технических служб, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов для ликвидации аварийных ситуаций утверждается руководителем организации.
В организациях, штатным расписанием которых не предусмотрены аварийно-технические службы, обязанности оперативного руководства ликвидацией аварии возлагаются на лицо, назначенное соответствующим приказом руководителя организации.
1.8. Общую координацию действий аварийно-технических служб по ликвидации аварийной ситуации осуществляет единая дежурно-диспетчерская служба комитета территориального развития Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края.
Сведения о телефонах аварийно-технических служб уточняются до начала отопительного периода и предоставляются ресурсоснабжающими организациями, собственниками зданий с непосредственной формой управления, управляющими организациями в единую дежурно-диспетчерскую службу.
1.9. Ответственность за не предоставление коммунальных услуг, взаимодействие диспетчеров, дежурных (при наличии) организаций жилищно-коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций и администрации Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края определяется в соответствии с действующим законодательством.
II. Сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения.
К перечню возможных последствий аварийных ситуаций (чрезвычайных ситуаций) на тепловых сетях и источниках тепловой энергии относятся:
- авария на объектах теплоснабжения повлекшая нарушение условия жизнедеятельности 50 человек и более, на 1 сутки и более при условии: температура воздуха в жилых комнатах более суток фиксируется ниже +18C в холодный период (теплый период - ниже +20°C);
- прекращение теплоснабжения потребителей (в количестве 50 человек и более) в отопительный период на срок более 24 часов;
- разрушение или повреждение оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
- разрушение или повреждение сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей (в количестве 50 человек и более);
- перерыв теплоснабжения потребителей (в количестве 50 человек и более) на срок более 6 часов;
- снижение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения;
- отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление и горячее водоснабжение на период более 8 часов, считается аварией согласно Методике проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 № 48.
В приложении № 2 представлены сценарии наиболее вероятных аварийных ситуаций и наиболее опасных по последствиям аварий, их описание, масштабы и уровень реагирования, типовые действия персонала.
Сведения не подлежат опубликованию в соответствии с пунктом 8.3.1 Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234.
III. Количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте теплоснабжения
Основной задачей теплоснабжающих организаций является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых сетей и систем теплопотребления, поддержание заданных режимов теплоснабжения, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на теплоисточниках, тепловых сетях и системах теплопотребления.
Все теплоснабжающие организации, обеспечивающие теплоснабжение потребителей, должны иметь круглосуточно работающие аварийно-технические службы. В организациях, штатными расписаниями которых такие службы не предусмотрены, обязанности оперативного руководства возлагаются на лицо, определенное соответствующим приказом.
К работам при ликвидации последствий аварийных ситуации привлекаются специалисты аварийно-технических служб, оперативный персонал котельных, специальная техника и оборудование организации, в эксплуатации которой находится система теплоснабжения в круглосуточном режиме, посменно, а также аварийные бригады теплоснабжающей организации.
Для проведения работ по локализации и ликвидации аварий каждая организация должна располагать необходимыми инструментами, механизмами, транспортом, передвижными сварочными установками, аварийным восполняемым запасом запорной арматуры и материалов. Объем аварийного запаса устанавливается в соответствии с действующими нормативами, место хранения определяется руководителями соответствующих организаций.
Информацию о количестве сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте теплоснабжения последствий аварийных ситуаций, организации теплоснабжения, электроснабжения и водоснабжения, управляющие организации, обслуживающими жилищный фонд обязаны предоставить в администрацию Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края перед началом отопительного периода.
IV. Порядок и процедура организации взаимодействия сил и средств, а также организаций, функционирующих в системах теплоснабжения, на основании заключенных соглашений об управлении системами теплоснабжения
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, ежегодно до начала отопительного периода обязаны заключать между собой соглашение об управлении системой теплоснабжения в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Предметом соглашения является порядок взаимных действий по обеспечению функционирования системы теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении». Обязательными условиями указанного соглашения являются:
1) определение соподчиненности диспетчерских служб теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, порядок их взаимодействия;
2) порядок организации наладки тепловых сетей и регулирования работы системы теплоснабжения;
3) порядок обеспечения доступа сторон соглашения или, по взаимной договоренности сторон соглашения, другой организации к тепловым сетям для осуществления наладки тепловых сетей и регулирования работы системы теплоснабжения;
4) порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в чрезвычайных ситуациях и аварийных ситуациях.
На территории сельских населенных пунктов Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края, имеющих заключенные концессионные соглашения, данные соглашения не заключаются.
Взаимодействие ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, представителей собственников зданий с непосредственной формой управления при ликвидации аварийных ситуаций.
При возникновении аварийной ситуации на наружных сетях и источниках теплоснабжения теплоснабжающая организация обязана:
- принять меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана) и действовать в соответствии с ведомственными инструкциями по ликвидации аварийных ситуаций.
- силами аварийно-технических служб незамедлительно приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации.
Оперативная информация о причинах возникновения аварийной ситуации, о решении, принятом по вопросу ее ликвидации, передается в сроки, установленные пунктом 6 Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2022 № 1014 «О расследовании причин аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения».
Диспетчер аварийно-технических служб сообщает:
- в единую дежурно-диспетчерскую службу;
- диспетчерам тех организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и иных объектов жизнеобеспечения;
- диспетчерским службам управляющих организаций, представителям собственников зданий с непосредственной формой управления.
По окончании ликвидации аварии оповестить о времени подключения управляющие организации, представителей собственников зданий с непосредственной формой управления, единую дежурно-диспетчерскую службу.
При возникновении аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных системах отопления собственники зданий с непосредственной формой управления, управляющая организация обязаны обеспечить:
- ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-техническую службу в течение не более 5 минут, а в случае не обеспечения ответа в указанный срок;
- осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-техническую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-техническую службу, либо предоставить технологическую возможность оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-технической службой в течение 10 минут после поступления;
- локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем внутридомовых систем отопления не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки в отопительный период;
- в течение 10 минут проинформировать телефонограммой о характере аварии, ориентировочном времени ее устранения, количестве пострадавших единую дежурно-диспетчерскую службу и теплоснабжающую организацию;
- оказание коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых систем отопления в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;
- проинформировать собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в течение получаса с момента регистрации заявки о планируемых сроках исполнения заявки;
- при невозможности отключения внутренних систем в границах эксплуатационной ответственности направить телефонограмму теплоснабжающей организации об отключении дома на наружных инженерных сетях;
- после ликвидации аварии в течение 10 минут поставить в известность единую дежурно-диспетчерскую службу и теплоснабжающую организацию.
Организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие на своем балансе коммуникации или сооружения, расположенные в районе возникновения аварии, по вызову диспетчера ресурсоснабжающей организации, управляющей организации направляют в любое время суток в течение 1 часа своих представителей (ответственных дежурных) для согласования условий производства работ по ликвидации аварии.
Для ликвидации аварийной ситуации на сетях, собственник которых не определен, привлекается теплоснабжающая организация, к чьим сетям технологически присоединены данные сети.
Бесхозяйные тепловые сети на территории Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края отсутствуют.
В случае невозможности устранения аварии в течение 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 C до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 C до +12 C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°C до +10°C, по предложению руководителя теплоснабжающей организации, представителя собственников зданий с непосредственной формой управления администрацией муниципального округа может быть организовано проведение заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края (далее - КЧС) с целью принятия конкретных мер для ликвидации аварии и недопущения ее развития в чрезвычайную ситуацию по истечении 24 часов (в том числе введение для органов управления и сил муниципального звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режима функционирования «Повышенная готовность»).
Взаимодействие аварийно-технической службы при возникновении и ликвидации аварий на источниках теплоснабжения, сетях и системах теплопотребления.
При возникновении аварийной ситуации ресурсоснабжающие организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) и управляющие организации, представитель собственников зданий с непосредственной формой управления в течение всей смены осуществляют передачу оперативной информации в единую дежурно- диспетчерскую службу.
При поступлении в аварийно-техническую службу ресурсоснабжающих организаций сообщения о возникновении аварии на тепловых сетях и источниках теплоснабжения, об отключении или ограничении теплоснабжения потребителей аварийно-техническая служба обязана незамедлительно:
- направить к месту аварии аварийную бригаду;
- сообщить о возникшей ситуации по имеющимся у нее каналам связи руководителю предприятия и диспетчеру единой дежурно-диспетчерской службы;
- принять меры по обеспечению безопасности в месте обнаружения аварии (выставить ограждение и охрану, осветить место аварии) и действовать в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций.
На основании сообщения с места обнаруженной аварии на объекте или сетях теплоснабжения ответственное должностное лицо теплоснабжающей организации определяет:
- какие переключения в сетях необходимо произвести;
- как изменится режим теплоснабжения в зоне обнаруженной аварии;
- какие абоненты и в какой последовательности могут быть ограничены или отключены от теплоснабжения;
- когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены;
- какими силами и средствами будет устраняться обнаруженная авария.
О возникновении аварийной ситуации и принятом решении по её локализации и ликвидации, предположительном времени на восстановление теплоснабжения потребителей диспетчер соответствующей аварийно-технической службы теплоснабжающий организации немедленно информирует по имеющимся у него каналам связи руководителя организации, диспетчеров организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и коммуникаций, диспетчерским службам управляющих организаций, представителей собственников зданий с непосредственной формой управления попавших в зону аварии, единую дежурно-диспетчерскую службу.
Отключение внутридомовых систем отопления домов, последующее их заполнение и включение в работу производятся силами теплоснабжающей организации.
Если в результате обнаруженной аварии подлежат отключению или ограничению в подаче тепловой энергии медицинские, дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, диспетчер теплоснабжающей организации незамедлительно сообщает об этом в соответствующие организации по всем доступным каналам связи.
При аварийных ситуациях на объектах потребителей, связанных с затоплением водой чердачных, подвальных, жилых помещений, возгоранием электрических сетей и невозможностью потребителя произвести отключение на своих сетях, заявка на отключение подается в соответствующую диспетчерскую службу ресурсоснабжающей организации и выполняется как аварийная.
В случае, когда в результате аварии создается угроза жизни людей, разрушения оборудования, коммуникаций строений, диспетчеры (начальники смен) ресурсоснабжающих организаций отдают распоряжение на вывод из работы оборудования без согласования, но с обязательным последующим извещением единой дежурно-диспетчерской службы после проведения переключений по выводу из работы аварийного оборудования или участков сетей.
В обязанности ответственного за ликвидацию аварии входит:
- вызов через диспетчерские службы соответствующих представителей организаций, имеющих коммуникации, сооружения в месте аварии, согласование с ними проведения земляных работ для ликвидации аварии;
- организация выполнения аварийно-восстановительных работ на коммуникациях и обеспечение безопасных условий производства работ;
- предоставление промежуточной и итоговой информации о завершении аварийно-восстановительных работ по восстановлению рабочей схемы в соответствующие диспетчерские службы.
В случае возникновения крупных аварий, вызывающих возможные перерывы теплоснабжения в отопительный зимний период на срок более суток, создается оперативный штаб (группа) при Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности для оперативного принятия мер в целях обеспечения устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального комплекса Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края либо для оценки обстановки, координации сил единой системы в зоне чрезвычайной ситуации, подготовки проектов решений, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Решением КЧС к аварийно-восстановительным работам могут привлекаться специализированные строительно-монтажные и другие организации.
В случае возникновения крупных аварий, которые по критериям (приказ МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» могут перерасти в чрезвычайную ситуацию, проводятся мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
- решением КЧС предлагается главе Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края введение режима функционирования «Повышенная готовность». Постановлением главы Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края вводится режим функционирования «повышенная готовность» для соответствующих органов управления и привлекаемых сил;
- при угрозе (или, и) возникновения чрезвычайной ситуации (по временным критериям) решением КЧС предлагается ввести режим «чрезвычайной ситуации». Постановлением главы Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края вводится режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» (локального или муниципального характера) с муниципальным уровнем реагирования, в котором прописываются необходимые привлекаемые силы и средства, материальные и финансовые ресурсы для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Аварийно-восстановительные работы выполняются в сроки, согласованные с КЧС.
V. Состав и дислокация сил и средств
Сведения о составе и дислокации сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения приведены в Приложении №3.
Сведения не подлежат опубликованию в соответствии с пунктом 8.3.1 Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234.
VI. Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения (в случае, если в результате аварий на объекте теплоснабжения может возникнуть угроза безопасности населения)
Планирование и организация ремонтно-восстановительных работ на объектах системы теплоснабжения осуществляется руководством теплоснабжающей организации, эксплуатирующей объект в согласовании с заместителем главы муниципального округа по территориальному развитию – председателем комитета территориального развития администрации Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края, отвечающего за функционирование объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Устранение последствий аварийных ситуаций на тепловых сетях и объектах централизованного теплоснабжения, повлекшее временное (в пределах нормативно допустимого времени) прекращение теплоснабжения или незначительные отклонение параметров теплоснабжения от нормативного значения, организуется силами и средствами эксплуатирующей организации в соответствии с установленным внутри организации порядком.
Оповещение других участников процесса централизованного теплоснабжения (потребителей) по указанной ситуации осуществляется в соответствии с регламентами (инструкциями) по взаимодействию дежурно-диспетчерских служб организаций или иными согласованными распорядительными документами.
В случае если возникновение аварийных ситуаций на тепловых сетях и объектах централизованного теплоснабжения может повлиять на функционирование иных смежных инженерных сетей и объектов, эксплуатирующая организация оповещает любым доступным способом о повреждениях владельцев коммуникаций, смежных с поврежденной.
В зависимости от вида и масштаба аварии эксплуатирующей организацией принимаются неотложные меры по проведению ремонтно-восстановительных и других работ, направленных на недопущение размораживания систем теплоснабжения и скорейшую подачу тепла в социально значимые объекты. Нормативное время готовности к работам по ликвидации аварии - не более 60 минут.
В зависимости от температуры наружного воздуха установлено нормативное время на устранение аварийной ситуации. Значения нормативного времени на устранение аварийной ситуации приведены в таблицах № 1-3.
Таблица № 1
Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений на объектах теплоснабжения
№ п/п |
Наименование технологического нарушения |
Время на устранение |
Ожидаемая температура в жилых помещениях при температуре наружного воздуха, С |
|||
0 |
-10 |
-20 |
более -20 |
|||
1. |
Отключение отопления |
2 часа |
20 |
18 |
15 |
15 |
2. |
Отключение отопления |
4 часа |
19 |
15 |
15 |
15 |
3. |
Отключение отопления |
6 часов |
18 |
15 |
15 |
10 |
4. |
Отключение отопления |
8 часов |
17 |
15 |
10 |
10 |
Таблица № 2
Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений на объектах водоснабжения
№ п/п |
Наименование технологического нарушения |
Диаметр труб, мм |
Время устранения, ч, при глубине заложения труб, м |
|
до 2 |
более 2 |
|||
1. |
Отключение водоснабжения |
до 400 |
8 |
12 |
2. |
Отключение водоснабжения |
св. 400 до 1000 |
12 |
18 |
3. |
Отключение водоснабжения |
св. 1000 |
18 |
24 |
Таблица № 3
Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений на объектах электроснабжения
№ п/п |
Наименование технологического нарушения |
Время устранения |
1. |
Отключение электроснабжения |
2 часа |
При прибытии на место аварии старший по должности из числа персонала аварийно-технической службы эксплуатирующей организации обязан:
- составить общую картину характера, места, размеров аварии;
- определить потребителей, теплоснабжение которых будет ограничено (или полностью отключено) и период ограничения (отключения), отключить и убедиться в отключении поврежденного оборудования и трубопроводов, работающих в опасной зоне;
- организовать предотвращение развития аварии;
- принять меры к обеспечению безопасности персонала, находящегося в зоне работы;
- получить от дежурного диспетчера по средствам связи, для проведения необходимых переключений, план действий, измененный режим теплоснабжения, на основании электронного моделирования;
- определить последовательность отключения от теплоносителя, когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены;
- определяет необходимость прибытия дополнительных сил и средств, для устранения аварии;
Самостоятельные действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций не должны противоречить требованиям «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», «Правил техники безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок и тепловых сетей потребителей», правил техники безопасности, производственных инструкций.
Мероприятиями, направленными на обеспечение безопасности населения в случае возникновения аварийной ситуации в системе теплоснабжения прекращении подачи тепла в жилые помещения в условиях резкого понижения температуры наружного воздуха в течение длительного времени) являются:
- сообщение о возникшей ситуации в организацию, управляющую многоквартирными домами и (или) в ЕДДС муниципального округа по средствам городской телефонной и мобильной связи лицами, являющимися свидетелями возникновения происшествия;
- соблюдение требований норм и правил безопасности и охраны труда;
- эвакуация из опасной зоны населения при режиме «ЧС» во взаимодействии с экстренными оперативными службами и аварийно-спасательными формированиями;
- обозначение, оцепление опасной зоны, запрет пропуска и передвижения по опасной зоне населения, транспортных средств;
- привлечение к выполнению работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации специализированных служб и формирований в целях предупреждения дальнейшего развития аварий, угрозы населению;
- оповещение населения, проживающего на территории муниципального образования о происшествии;
- при повреждениях в сетях централизованного теплоснабжения в зимний период, в случае отрицательных температур наружного воздуха и при превышении нормативного времени на устранения аварийной ситуации, организациям, управляющим многоквартирными домами следует дренировать воду из систем отопления зданий.
VII. Порядок организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте теплоснабжения
Для выполнения работ по ликвидации последствий аварийных ситуации требуется привлечение сил и средств, достаточных для решения поставленных задач в нормативные сроки.
Организация финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте теплоснабжения осуществляются организациями, функционирующими в системах теплоснабжения муниципального образования, на территории которого произошла аварийная ситуация, за счет финансовых резервов и за счет резервного фонда в установленных законом случаях.
Организация материально-технического обеспечения операций по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий на объекте осуществляется организациями, функционирующими в системах теплоснабжения.
Материально-технические средства, которые должны быть задействованы в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций, используются только для этих целей и не должны применяться для обеспечения в повседневной деятельности организаций, функционирующих в системах теплоснабжения.
Инженерное обеспечение операций по локализации и ликвидации аварийных ситуаций в теплоснабжении и их последствий на объекте выполняют специализированные группы, имеющие соответствующую подготовку по ремонту и восстановлению, водопроводно-канализационных сетей, линий электропередачи.
Инженерное обеспечение операций по локализации и ликвидации аварийных ситуаций в теплоснабжении и их последствий на объекте теплоснабжения осуществляется организациями, функционирующими в системах теплоснабжения.
VIII. Применение электронного моделирования аварийных ситуаций
Электронное моделирование аварийных ситуаций на территории Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края отсутствует.
_______________________________________________________